Обычные маленькие свистульки расписывали двумя-тремя цветными полосками прямо по обожженной глине, которая уже не требует побелки, как в дымковской игрушке. Терракотовый цвет фона у некоторых филимоновских изделий объясняется тем, что они выполнены из обычной гончарной глины или же из той же «синики», но без соблюдения температурных и временных условий обжига.
Лаконичная, сдержанная по колориту роспись в виде цветных полос сочетается с условностью лепки. Прямые геометрические линии подчиняются ритму формы, создавая при этом противовес удлиненной вертикали игрушки. Трудно представить эту раскраску на дымковской игрушке, где характер узоров делает ее более приземистой и статичной. В филимоновской игрушке манера росписи чрезвычайно удачно соответствует взлету всех линий, их хрупкости. Роспись (и в этом тоже одна из загадок) одновременно уравновешивает и подчеркивает вертикальную направленность силуэта, играя значительную роль в художественном облике игрушек.
Полосы составляют основную часть их украшения, но орнамент включает и другие мотивы. Рога полосатых животных оттенены яркими однотонными пятнами. На человеческих фигурах кофты окрашены тоже одним тоном, чаще всего красным или желтым. Зато поверхность юбок и передников, оставляющая большой простор для орнаментации, испещрена крестами, точками, кругами, овалами, треугольниками, звездами. На женских фигурах часто нарисованы елочки, ставшие своего рода постоянным изобразительным эпитетом. Можно лишь удивляться количеству неповторимых узоров, составленных из этих простых элементов, различию рисунков, размеров, композиционных и цветовых сочетаний. Филимоновская роспись похожа на скоропись. Быстрые, неровные линии и штрихи разной толщины и интенсивности цвета сохраняют живое движение наносившей их руки и вместе с лепкой производят впечатление легкого непринужденного творчества.
Эта своеобразная роспись известна с незапамятных времен – подобные узоры встречаются в археологических и этнографических материалах, особенно в орнаментации древних образцов глиняной посуды. Видимо, определенные сочетания простейших геометрических элементов передавались местными жителями из поколения в поколение. Изображения круга, прямого и косого креста, треугольника, пятиконечной звезды, трехлепестковой розетки есть и на древней керамике вятичей, и на старых образцах филимоновской игрушки. И хотя филимоновские орнаменты не похожи на каргопольские, природа двух повторяющихся мотивов у них одинакова – это круги и кресты, очевидно, олицетворяющие солнце, и елочки. Интересно, что чаще всего елочки встречаются на юбках женских персонажей. Предполагают, что это символическое изображение праматери всего сущего – берегини, или же мирового древа. В научной литературе встречаются реконструкции некоторых обрядов, в которых фигурировали ритуальные предметы, в том числе игрушки. Например, обряд погребения у вятичей, предположительно, сопровождался звучанием глиняных свистулек и демонстрацией магических знаков, отпугивающих злых духов. Таким образом, вполне можно соотнести орнаментацию филимоновской игрушки с древнеславянскими верованиями.
NB Конспект статьи оказался действительно очень большим, так что кроме опубликованных ранее Части 1 и Части 2, будут еще Часть 4 и Часть 5.
Если Вам понравилась статья, поделитесь с друзьями - нажмите кнопочки в конце страницы.
Буду рада, если Вы также оставите комментарий.