На протяжении XVI века японская керамика испытывала большое влияние философии дзен-буддизма и чайной церемонии. Японская керамика, использовавшаяся в церемонии, привлекала внимание ее участников к красоте простого и естественного. В то время в Японии было принято собирать предметы, в которых проявлялись эти качества. Приемы изготовления облицовочной плитки методом быстрого обжига были использованы для изготовления и обжига чашек для чайной церемонии. Чашки получились удобными: из-за толстых стенок чай не обжигал рук, а глазурованный край был приятен для губ. Успех этих изделий был столь велик, что новая посуда была названа именем одного из дворцов в Киото – Юраку. Позже мастеру, изобретшему этот метод, дозволили ставить на изделиях клеймо в форме RAKU. Это клеймо он принял в качестве своей фамилии. Само слово «раку» означает радость, наслаждение, душевный покой.
Производство японской керамики раку до сих пор продолжается в Киото. Глава мастерской Раку Китидзаэмон XV родился в 1949 году. Будучи старшим сыном, он унаследовал от своего отца положение главы мастерской. Художественное образование Китидзаэмон XV получил в Токийском Университете изящных искусств на факультете скульптуры. Свое образование он продолжил в Италии. После смерти Китидзаэмона XIV его сыну пришлось вернуться в Японию, где он принял управление семейной мастерской и имя Китидзаэмон XV.
Известный британский керамист Бернард Лич (1887-1979) провел много лет в Японии, где изучал гончарное дело. В 1920 году он приехал в Англию и открыл керамическую мастерскую вместе со своим японским партнером. Именно Бернард Лич познакомил Запад с технологией раку. Известным керамистом является и внук Бернарда Лича – Саймон.
Техника раку очень популярна как в Европе, так и в Америке. В самой Японии изделия раку изготовляются вручную в состоянии особой медитации. Мастера осваивают эту медитацию несколько лет. У нас же раку – это только одна из технологий обжига.
Теперь о собственно технологии. При обычном обжиге содержимое печи нагревается медленно при доступе кислорода. В результате получаем привычный цвет обожженной керамики – кирпичный, белый и т. д. В технологии раку предварительно обожженное и, обычно, глазурованное изделие нагревается достаточно быстро до 800-1000 градусов. С помощью специальных щипцов изделие достают из печи и помещают в железный бак с древесными опилками, сеном или даже бумагой. Затем бак накрывают крышкой. Горящие опилки выделяют окись углерода, которая переводит окись железа в закись. В результате глина становится черной, а соединения металлов в глазури восстанавливаются. При быстром охлаждении сосуды испытывают мощный термошок, из-за чего на глазури возникает множество характерных трещинок. В обжиге раку практически невозможно получить два одинаковых изделия, за эту непредсказуемость результатов он и ценится керамистами.
Да, изделия действительно прекрасные, да и техника заслуживает внимания, есть чему поучиться !
Слышала про «раку», но что значит это слово толком не знала. Спасибо, что рассказали.
А изделия, действительно, получаются простые и в то же время очень красивые!
интересная Японская керамика
Действительно, в этих изделиях чувствуется какая-то другая философия. Они кажутся живыми.
Спасибо за информацию. Желаю успехов.
Очень нравятся такие вещи, впервые услышала о технологии «раку».
Красивая керамика, изумительные по своей лаконичности вещи. Еще одна ступенька к пониманию Японии и ее народа.
Прикольная керамика — видно культуру и любовь к искусству японцев!Классная статья. Большие комплименты автору- хороший стиль:) С удовольствием приглашаю в гости — будем делать друг друга информативнее и посещаемее:)
Действительно красиво!
У японцев во всем свои особенности и технологии, даже при изготовлении керамики. Очень своеобразная нация.
А дома можно сделать такие чашки?
Раку в домашних условиях, пожалуй, не сделаешь. А про восстановительный обжиг в дачных — как-нибудь напишу.
В детстве, живя на Сахалине, мы частенько находили глиняные, и не только, вещички.
Есть такая поговорка — «Где родился, там и пригодился». Так обычно говорят о людях, но к вещам она тоже подходит. Мне кажется, что при всей своей прелести и оригинальности такая керамика в европейском интерьере выглядит несколько чужеродно и теряет часть своего обаяния, а на музейных полках просто умирает.
Это кому что нравится: меня как-то дочь попросила сделать миску для какого-то реконструкторского действа — грубую, с песочком. А теперь она стоит у них на столе в качестве сахарницы, очень естественно смотрится на кухне. Дочь у меня, правда, — художник.
На гончарный круг, когда он крутится и рождает новое произведение, также, как и на огонь и воду, можно смотреть бесконечно!
Такие необычные вещи! Хочется к ним прикоснуться, подержать в руках…
Заходите в гости!
Прочитала вашу статью и прямо-таки захотелось попить чайку из такой посуды. Очень люблю керамические чашки. Они, действительно, приятны по ощущениям.
Техника интересная, изделия получаются уютными.
Очень красиво! Спасибо автору!
Отличная японская керамика!Отличная статья. Комплименты автору.
Интересная техника, и керамические изделия великолепные получаются. Спасибо за увлекательный рассказ.
про «раку» ни разу не слышала. японская культура вообще очень разнообразна, есть много красивых и качественных изделий, как эта керамика
Японцы умеют создавать красоту.
Что за восстановительный обжиг — и значит ли это что на огороде можно самому сделать обжиг… спрошу проще — возможно ли мне на даче сделать чашку до конечного результата? Охото весьма — конечно в голове то уже и горшочки для пельменей и …. Твит ставлю.Всегда рад видеть у себя на сайте eda-narodov.ru чтобы узнать новый рецепт и приготовить вкусное блюдо! Мои наилучшие пожелания!
Восстановительный-то обжиг на даче делала, но это был уже второй (а с глазурью — третий) обжиг. Первый тоже в дачной печке делала. Для игрушек он годится, а для посуды температура маловата по-моему. И об одном и о другом собираюсь написать, если выберусь за осень на дачу с обжигом и фотографированием. Если не соберусь, придется на словах объяснять, без фотографий.
Да наверное в этом году можно и без фотографий — заканчивается сезон, скоро земля замерзнет, где потом брать глину даже и не представляю — хотя еще не знаю подойдет ли обычная, накопанная из земли — видимо придется перенести все на следующий сезон — все упирается в элементарную нехватку времени! . Всегда рад видеть у себя на сайте eda-narodov.ru чтобы узнать новый рецепт и приготовить вкусное блюдо! Мои наилучшие пожелания!
Очень интересные работы! Про технику не слышала, хотя увлекаюсь рукоделием!Спасибо! Успехов!
Японская керамика, как и все японское, очень необычна, глубока, задумчива…
Очень приятный. полезный и интересный блог у Вас! Я всегда испытывала интерес к гончарному мастерству. Даже поглядываю на гончарные круги…. Все это очень близкое к природе, и душе. Спасибо! Ваш блог — в моих закладках!
Мне очень нравится японский минимализм!