Продолжаю тему "Народные промыслы". В прошлом учебном году я знакомила детей с филимоновской игрушкой. В этом - хочу поговорить с ними о каргопольской.
Я уже писала о любимой своей каргопольской мастерице Ульяне Ивановне Бабкиной. Она была очень известна в 60-е годы прошлого века. Но классиком народного промысла каргопольской игрушки по праву считается замечательный мастер, односельчанин Бабкиной, Иван Васильевич Дружинин.
Иван Васильевич Дружинин родился в 1887 году в семье гончаров. Игрушки начал лепить еще в детстве, посудой же почти не занимался. В 30-е годы прошлого столетия Дружинин был хорошо известен в среде собирателей народного искусства. Ему заказывали игрушки многие музеи страны, о нем писали в газетах. Долгое время считалось, что все работы, хранящиеся в музеях, сделаны одним только И.В.Дружининым. Но в 1976 году вдова мастера, Екатерина Андреевна Дружинина, рассказала, как работала вместе с мужем. Иван Васильевич работал в колхозе, а лепил лишь вечерами да по ночам. Игрушки он раскрашивал редко, «узоры наводила» Екатерина Андреевна. Игрушками до замужества она не занималась, лепить их так и не научилась, а вот в росписи мужа превзошла, да и многих односельчан тоже.
Для работ Дружинина характерна монументальная пластика, тонкая цветовая разработка орнамента. Среди фигурок преобладают женские, в длинной юбке колоколом. Значительно меньше мужских фигур, изображений животных и птиц. Женские фигурки, будучи размером всего в ширину ладони, напоминают древних каменных баб. При лепке основой служил торс с головой, он насаживался на юбку, к торсу присоединялись скатанные калачиком руки, шляпы, корзинки и другие детали. Руки часто бывают положены на бедра, вытянуты вперед или воздеты к небу. Иногда «бабы» держат в руках младенца, блюдо с хлебами или птицу. Голова лепится в условной манере: круглое лицо с выступающим подбородком да треугольный нос, уши и прическа отсутствуют. Головной убор напоминает шляпу с полями, островерхий колпак, цилиндрическую шапочку, изредка – крест. У «баб» на лифах изображены красно-кирпичный круг или миндалевидное зерно. Часто встречаются большие налепные пуговицы, которые напоминают большие серебряные пуговицы в одежде каргополок в начале XIX века. Передник очерчивается черной линией и на нем пишутся красно-оранжевые круги, кресты в лучах, круг с крестом внутри, мотивы колосьев, ветви деревьев. Большинство фигурок Дружинина окрашены известкой, и по белому фону написан узор. Цветовая гамма приглушена и сдержанна. Для нее характерны желтые, зеленые,розовые, красные, сиренево-синие краски неярких оттенков.
Мужские фигурки изображают крестьян и солдат, стоящих или сидящих. Одеты они в длинные кафтаны с налепными пуговицами. Лепкой рук, головы, лица они схожи с женскими фигурками. У стариков борода "расчесана" красными и черными полосками, иногда - "серебром" и киноварью.
Фигурки животных близки между собой по форме и орнаментации. Они различаются лишь деталями: у коня – небольшая головка со стоящими ушами, у коровы – рожки серпом, у оленя – рога с короткими веточками. Роспись также несложна: фигурки забеливаются известкой, голова закрашивается синим или розовым . У коровы, оленя, на спинах птиц рисуются большие красно-оранжевые круги и кресты.
Пожалуй, одним из интереснейших персонажей дружининских игрушек является медведь. Он стоит на задних лапах, а в передних держит птицу, цветок, гармонь или сосуд. Туловище медведя белили известкой, голову красили охрой, сажей рисовали глаза, киноварью – рот. На брюхе часто рисовали что-то вроде деревца или цветка. Есть также ряд фигурок раскрашенных черной краской с «серебром».
Как и в большинстве народных промыслов, источник образов каргопольской игрушки можно отыскать в глубокой древности и исконном занятии местных жителей - хлебопашестве. Каргопольская игрушка ярко донесла до нас отголоски древнего культа земли. В работах Дружинина и других каргопольских мастеров женские образы настолько обобщены и монументальны, что невольно напоминают земледельческую богиню - Мать сыру землю.
В силу особых обстоятельств культурного и хозяйственного развития древние традиции в Каргополе жили дольше. Они донесли отголоски древнего содержания игрушки до 40-х годов XX века, превратив ее в своеобразный сплав глубокой древности с современностью.
Конечно, в каргопольском народном промысле глиняной игрушки, кроме упомянутых мною, известны и другие талантливые мастера. Возможно, я расскажу когда-нибудь и о них. Обязательно хочется поговорить о современном состоянии промысла, о современной каргопольской игрушке.
Интересные игрушки, вроде такие простые на вид, но тоже умения требуют.
Игрушки-хранители традиций! Приятно, что игрушки могут рассказать и о истории культур народов . Очень важно знать свои корни!
Благодарю Вас за статью! Не часто встретишь такой интересный блог, как у Вас! Надеюсь, Вы и дальше будете радовать своими записями.
Игрушки несут отпечатки древней истории народов, их древней религии. Это очень важно для воспитания подрастающего поколения. На трансформерах и динозаврах вряд ли можно воспитать духовную личность.
Из таких игрушек можно создавать интересные и ценные коллекции. Спасибо автору за статью!
Лепить игрушки из глины — это просто искусство.
Красиво! Жаль, что так не умею.
Вроде бы и просто. Сам знаю. Пробовал когда то.
Но если талантом не обладаешь, то получается не то.
Боже, какая прелесть! Интересно, не только ребенку и взрослому. Сотворить такой шедевр своими руками не очень-то и просто наверное без определенных навыков. Зато как увлекательно. Спасибо вам за интересный материал, а главное нужный и полезный.
Очень интересно было почитать, спасибо
Очень у вас нужный и полезный сайт. Нашу культуру и творчество надо популяризировать, доносить до современников.
Спасибо, интересное это занятие лепить из глины, да еще такие интересные игрушки, здесь еще и изучение истории, культуры.
Замечательные игрушки! От глины одна польза: изделие прекрасные можно вылепить и о пользе глинолечения давно известно.