Недавно я писала об игрушке филимоновской. Сегодня я хочу рассказать о моей любимой каргопольской игрушке. Я узнала о ней в далекие уже 60-е годы из публикаций Юрия Арбата. Интерес к народному искусству как-то очень возрос в эти 60-е годы: публиковались статьи, заново открывались угасающие уже народные промыслы. Я училась тогда в ленинградской школе, ездила тренироваться на Зимний стадион, а после тренировки шла в находившийся неподалеку Этнографический музей народов СССР. Это в те времена был любимый мой музей. Он был наполнен всякими рукодельными «чудесностями». К тому же он был бесплатным, и при входе можно было взять бесплатные же путеводители по разным отделам музея. Возможно, этими походами объясняется мой интерес ко всяческим ремёслам. (Рядом был и Русский музей, но десяти копеек на билет у меня тогда не было.)
В это время и появились публикации Юрия Арбата о народных художественных промыслах Русского Севера, о росписях по дереву, о глиняной игрушке. От него я узнала о замечательной игрушечнице Ульяне Ивановне Бабкиной. Писал он и о других мастерах-игрушечниках, уже ушедших. Но Бабкина была жива, работала, и мне казалось, что я тоже путешествую по Северу, добираюсь по бездорожью до дальних деревень… Тогда многие этим интересовались: вспомните «Черные доски» Владимира Солоухина как читали!
Так вот, в конце 50-х Юрий Арбат познакомился в деревне Гринево близ Каргополя с Ульяной Ивановной Бабкиной и ее глиняными игрушками. Возвратившись в Москву, он организовал для нее через Художественный фонд заказ на каргопольские игрушки для музея. Кроме того, послал мастерице посылку с сухими красками, в журнале «Декоративное искусство» поместил статью о ней.
Ульяна Ивановна Бабкина родилась в 1888 году. Жила в деревне Гринево, что в 17 километрах от Каргополя. Лепить игрушки стала с пятнадцати лет. В семье все занимались гончарством: и отец и сестры ее в былое время тоже лепили к базару всякую глиняную мелочь.
На игрушки шла местная красная глина. Обжигала свои игрушки Ульяна Ивановна «по-домашнему»: после того, как 2-3 дня слепленные игрушки сохли, укладывала их в русскую печь вокруг поленьев. Когда дрова прогорят. Засыпала игрушки углями и держала так, пока не прокалятся.
Старые каргопольские игрушки отличаются архаичностью, наивной условностью лепки, раскраской в 2-3 цвета. Это, в основном, одиночные фигурки, сделанные из одного куска глины с минимальным количеством налепных деталей. Формы упрощены предельно, но именно в лепке заключена выразительность каргопольских игрушек.
Любимые темы Бабкиной: баран, медведко, баба, мужик в лодке, утушка, собака… Размер игрушек невелик – сантиметров восемь-девять. Раскраска (из-за нехватки красок) самая простая – кирпично-красным, зеленым, черным.
Позже, когда мастерица стала широко известна любителям народного искусства, и ей стали присылать разные краски. Игрушки стали ярче.
Но орнамент их не изменился. Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «елочки», «гребенки» - сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырех тысячелетней давности.
Ульяна Ивановна любила изображать сцены деревенских будней: всадники («вершники»), охотник с собакой, кузнец.
Крестьянок она лепила то с ребенком, то с птицей, то с блюдом, полным пирогов. Делала также свистульки. Свистульки существовали на русской земле с языческих времен. Свистом наши предки отгоняли «нечистую силу". Позже свистульки превратились в детскую игрушку. Отголоски деревенских верований сохранились в форме свистулек Ульяны Бабкиной. Наряду с утушками она лепила и птицу с женской головой – птицу Сирин. Лепка простейшая: лапы и хвост обозначены тремя выступами, голова человеческая с рельефным носом и глазами-дырочками. На голове – крестьянский кокошник. С детства запомнила мастерица и сказочного Полкана (Кентавра) и первая вновь стала лепить его. То есть, что значит «первая»? Она в те годы была единственная мастерица, которая никогда не прекращала лепить каргопольскую глиняную игрушку.
А мне так и не довелось увидеть знаменитую игрушечницу. Умерла У.И.Бабкина в 1977 году. В последние 15 лет жизни ее «бобки» (так Ульяна Ивановна называла свои игрушки) показывались на всех выставках произведений народного искусства. Они хранятся во многих музеях и частных коллекциях.
Именно огромный интерес к творчеству Ульяны Бабкиной способствовал возрождению промысла. В 1967 году в Каргополе был создан гончарный цех, который позже стал филиалом архангельских «Беломорских узоров».
Я начала свой рассказ сразу с 60-х годов прошлого века, но обязательно напишу и о ранней истории промысла, и о современной каргопольской игрушке, и о символике образов и орнаментов ее.
Игрушки же «бабы Ули» до сих пор остаются моими любимыми глиняными игрушками, наверно, потому, что познакомилась я с ними еще в детстве.
Иногда работы моих учеников напоминают мне своей искренностью и наивностью работы каргопольской мастерицы.
Удивительные игрушки. Мне очень нравятся глиняные поделки, с удовольствием бы добавила каргопольскую игрушку в свою коллекцию.
Очень понравился Ваш рассказ. Игрушки, и правда, очень милые и трогательные. Мне кажется, нам эти игрушки в начальной школе показывали. Мы еще пытались такие же слепить.
У меня была или такая же, или похожая очень игрушка в детстве. Освежили мне воспоминания, спасибо большое.
Очень интересная статья, и сайт с необычной тематикой. Удачи вам!
Было время, когда такие игрушки у нас продавались на праздниках, сейчас почему-то не видно
Спасибо, ужасно интересно!
Интересная история игрушки с детскими воспоминаниями. Нужно будет с малышом вылепить что-то подобное…
Не стоит забывать свои истоки, народные ремесла и промыслы. Хорошо, что Вы знакомите с ними и занимаетесь с детьми возрождением этих ремесел.
Что то похожее помню из детства — глиняная лошадка-свистулька, но, конечно, я не знаю это было промышленное изделие или ручная работа.
В игрушке наша история. Играя, ребенок учится жить, познает добро. Интересная статья. Спасибо!
В прошлом году зимой был в Каргополе. Заходил в ту самую мастерскую, где эти игрушки делают. Если не изменяет память, называется Мастерская-музей «Берегиня».
Вещи, выставленные на показ, просто обалденные! В магазинах такого не увидишь. А какие приветливые там работают мастера! Мне и моей коллеге (были в командировке) все рассказали и показали, хотя мы были людьми с улицы и зашли туда, можно сказать, совершенно случайно.
Народное творчество неиссякаемое. Хорошо помнить традиции предков, только на их наследии вырастает новое и перспективное.
Раньше часто встречала такие игрушки на всевозможных народных ярмарках!
Очень интересно было прочитать Красивые игрушки, думаю и детям будет интересно заняться таким творчеством.
Красивый сайт! А о народных игрушках я писала. помню, реферат в вузе. Помню, нравились мне очень. Но лепить не умею категорически.
У нас были такие игрушки в детском саду. А вот делать их нас не учили, только из пластилина что-то лепили. А так хотелось из глины! Не бросайте свой сайт, очень хорошая тема.
Стиль игрушки действительно интересный. Создается впечатление, что ее делал ребенок.
На мастер-классе я пробовала вылепить свистульку из глины. Получилось.
Спасибо за красоту! Очень талантливая женщина — Ульяна! Игрушки все замечательные! Удачи Вам в творчестве и успехов в развитии сайта!
Очень интересная история. Спасибо за новые познания.
Интересно было узнавать новое о народных художественных промыслах Русского Севера
Спасибо за рассказ. Игрушки очень трогательные. Интересно читать об истоках искусства народа.
Спасибо за статью, люблю рукоделия, часто видела такие на ярмарках!