В музеях и частных собраниях современная филимоновская игрушка довольно широко представлена произведениями конца 1950 – 1970-х годов. Это тот период, когда промысел оживился и обновился благодаря вниманию сотрудников НИИ художественной промышленности, музейных работников, а также коллекционеров и любителей глиняной игрушки. Однако подъем длился недолго, так как вскоре очаг народного творчества в Филимонове перестал существовать. Поэтому филимоновские игрушки, выполненные даже в 1970-е годы, сейчас уже становятся раритетом.
Игрушки, созданные в 1950-1970-е годы, количественно превосходят редкие образцы рубежа XIX-XX веков. Поэтому на их примере можно полнее представить ассортимент старых изделий. Самые характерные персонажи – барыни, солдаты, всадники и крестьянки, все – несколько увеличенных размеров (более20 сантиметров, иногда даже 30-35). Несмотря на это, в их формах по-прежнему ощущается определенное изящество, плавность, грациозность линий и особая пластичность лепки, обусловленная мягкостью и податливостью глины, а также профессионализмом мастериц, свободно владеющих местными приемами ремесла.

А.Г.Карпова.Солдат с курицей и цыпленком. Вторая половина 1960-х гг. А.И.Карпова.Любота. Вторая половина 1960-х гг. А.Г.Карпова.Солдат с уткой.1968г.
Практически все филимоновские игрушки – это свистульки.Обычно свисток расположен сзади, в хвосте животных и птиц. Там же, где хвост слишком мал, например, у свиньи, свисток совмещен с задней ногой. У барынь и солдат свисток расположен на фигурках птиц, которые они держат в руках. Однако наличие свистка – скорее дань традиции: размеры и вес многих игрушек весьма внушительны.
Эту, по сути, скульптуру и лепили «скульптурным способом», используя палец в качестве станка. Женские фигуры тянули целиком, от юбки до головы, при этом очень ловко закручивая шляпку. Юбки получались очень устойчивыми, высокими, с плавным пологим расширением книзу. Верхняя же часть тулова была слишком маленькой. Ее уравновешивают фигурки ребенка и птицы: ребенок – на одной руке барыни, а птица – в другой. Причем женские персонажи лепили двух видов: барынь и крестьянок Различие – в формах юбок и головных уборов. У барынь юбки – колоколообразные, на головах – модные шляпки с высоким верхом, а иногда и с настоящим куриным пером, воткнутым в глиняное тесто. Отверстие для него протыкали иголкой в сырой глине, перед обжигом, а само перышко часто подкрашивали яркими красками. У крестьянок колокол юбки несколько спрямленный, линии его соответствуют очертаниям народной одежды. На голове вместо шляпки повойник – местный головной убор. Крестьянки чаще держат в руках уточек. Думается, это не случайно: утка в славянской мифологии – символ воды, она связана с образом берегини, праматери всего сущего. Интересно, что в русской народной вышивке языческую богиню часто тоже изображали с птицами в руках, уткой или петухом – символом утра и солнца.
Очень своеобразны филимоновские солдаты – высокие, длинноногие, в характерных костюмах – френче в талию с погонами и пуговицами, полосатых или цветных штанах, маленькой шляпе с козырьком или с полями, в необычных сапогах на высоком каблуке. Солдат здесь делают без подставок, поэтому каблуки создают дополнительную опору для не очень устойчивых фигурок. Под мышкой солдаты тоже, как и барыни, держат птиц.
Образ птицы, любимый и распространенный в игрушечных промыслах, многократно и довольно разнообразно повторяется в Фиоимонове. Здесь существует много вариантов «уточек», «петушков» и «курочек». «Петушки» и «курочки» есть и в парах, и в одиночку. У «петушков» - характерный гребешок и хвостик вместо свистка, а «курочку» изображают чаще всего в гнездышке или кормящей цыплят.
Распространен в филимоновской игрушке сюжет дерущихся «петушков», а также парные композиции: «Солдат кормит курицу», «Лиса и петух». «Уточки», в отличие от «курочки» и «петушка», имеют своеобразную форму, не похожую на предыдущих птиц. Они больше напоминают дракончиков на двух ногах с третьей опорой на свисток.
Образы животных, как и птиц, в Филимонове несколько таинственны: у них не всегда легко определить прообраз, потому что их подлинная сущность скрыта от глаз за внешней, условно-фантастической формой. В филимоновской игрушке есть фигурки не то волка, не то медведя, не похожие на свой оригинал. Медведи здесь не такие, какими их изображают в Каргополе, Дымкове или Скопине. У филимоновского мишки – узкая волчья морда и тонкое гибкое тело, он сидит на задних лапах, иногда с зеркалом в передних, напоминая скорее фантастического зверя – оборотня.
Все эти игрушки созданы в определенной стилистической манере. Здесь не фактический, не натуралистический подход к изображаемому объекту, а именно стилистический – ведь художник вполне сознательно перерабатывает форму так, чтобы она смотрелась не как анатомическая иллюстрация, а как поэтическое произведение.
Таковы и филимоновские кони – стройные, высокие, с маленькой изящной головкой на длинной шее. И хотя шея у них по длине не уступает шее жирафа, конь все равно сразу же и безошибочно узнается. В магических представлениях вятичей конь – один из символов, передающих многогранный образ солнца. Поэтому роспись в виде кольцеобразных линий, среди которых преобладают красный и желтый цвета, смотрится очень органично.
Тут следует отметить, что красные и желтые краски есть обязательно на всех игрушках без исключения. Реже используются синяя и зеленая. В современной игрушке, для росписи которой применяются анилиновые красители, вместо красного может быть малиновый, а вместо синего – фиолетовый цвет. В сравнении с ними более благородный колорит старых игшрушек значительно выигрывает.
В целом, если иметь в виду сюжеты, филимоновские игрушки гораздо однообразнее, чем каргопольские или вятские. Но некоторое однообразие не мешает филимоновской игрушке быть изощренной, утонченной и даже рафинированной. Ей присуща и особая экспрессия. По пластической выразительности филимоновская ярче любой другой русской игрушки.
Если Вам понравилась статья, поделитесь с друзьями - нажмите кнопочки в конце страницы.
Буду рада, если Вы также оставите комментарий.