В поисках интересных тем для уроков просматривала свои залежи материалов по народной игрушке. Обнаружила среди них большой конспект статьи про филимоновскую игрушку. Статью читала лет десять назад в журнале «Антиквариат». Не смотря на то, что я уже писала немного о филимоновской игрушке, решила, что этот материал не будет здесь лишним.
Впервые наши современники смогли познакомиться с филимоновскими игрушками на выставке русской народной игрушки, состоявшейся в Москве в 1959 году. Стройные барыни в юбках колоколом, с тонкими талиями и изящными головками, всадники на удивительных лошадях, напоминающих жирафов, небывалые полосатые звери сразу привлекли внимание посетителей. Эти яркие игрушки с геометрическими узорами желтого, малинового, синего и зеленого цвета, сильно отличались от хорошо известных к этому времени дымковских барынь, кормилок и всадников. Они стали открытием не только для любителей русского народного искусства, но и для специалистов.
Очаг народного творчества в деревне Филимоново, который после десятилетий забвения вновь затеплился в 1950-е годы, был обнаружен сотрудниками НИИ художественной промышленности во время экспедиционного обследования Тульской области. Несколько пожилых мастериц в расположенной вдалеке от дорог деревне вспомнили – очевидно под влиянием успехов дымковских умелиц и возникшего в те годы общего интереса к народному искусству – полузабытое уже ремесло лепки игрушек.
Филимоновские творения выглядят гораздо архаичнее дымковских, что и породило ошибку в проспекте выставки 1959 года, где были неправильно указаны даты их создания: «VIII – XX века». На самом же деле, филимоновские игрушки, представленные в экспозиции, были выполнены тогда же в 50-е годы XX века, но в их формах, орнаменте можно проследить тысячелетнюю традицию. Очень похожие фигурки из глины (X – XI век) были найдены археологами при раскопках в Киеве. Силуэты филимоновских игрушек напоминают рисунки старинных народных вышивок из северных областей России.
Более того, некоторые специалисты сравнивают формы и роспись филимоновских изделий с доисторическими рисунками пещер Сахары или видят в них сходство с индийской народной пластикой. Однако наибольшее сходство по лепке и по росписи филимоновские игрушки имеют с древнегреческой терракотовой скульптурой. Так или иначе, ясно одно – они созданы в соответствии с теми глубинными закономерностями творчества, которые сближают порой даже очень отдаленных и географически и по времени художников.
Более знакомая широкому кругу зрителей дымковская игрушка таких ассоциаций не вызывает, напротив, она воспринимается как типично русское явление, вроде матрешки и балалайки. Образное различие произведений из двух центров – Дымкова и Филимонова – можно объяснить и тем, что если вятские мастерицы испытали на себе сильное влияние города, то Филимоново на протяжении всей своей истории оставалось глухой деревней, лежащей вдали от дорог. К концу XIX века изделия многих народных промыслов, и дымковского в том числе, стали декоративными сувенирами, уйдя далеко от своих древних прототипов. Филимоновская же игрушка продолжала оставаться крестьянской по своему существу потому, что ее создатели были крепко связаны с деревенским трудом, с землей, и воспринимали мир на рубеже XIX и XX веков точно так же, как и их предки в древние времена. Однако далеко не всему находится объяснение – в истории филимоновского промысла все еще много загадок.
Как правило, изготовление глиняных игрушек неотделимо от гончарного ремесла. Когда стали заниматься гончарством в Филимонове – неизвестно. Есть предание о горшечнике Филимоне, который начал здесь «глиняное дело». Прибыл он сюда еще при Иване Грозном. От старика Филимона будто бы и название деревни пошло, и гончарное дело зародилось.
Однако, судя по всему, филимоновская игрушка явно связана с более глубокими пластами истории. Безусловный факт, что филимоновский промысел возник на территории бассейна Оки, где в древности обитали племена вятичей. Поэтому можно предположить, что в облике глиняных фигурок из Филимонова закрепились черты племенной магии. Ведь известно, что в далекие времена практически повсеместно глиняные фигурки носили культовый характер, а затем они утратили свое религиозное назначение, став любимой детской забавой или украшением жилища.
Самые ранние сведения о промысле относятся лишь ко второй половине XIX века, когда он уже приобрел черты развитого производства, а деревня Филимоново была известна своими гончарами и «свистулечницами» далеко за пределами Одоевского района. Тогда семьдесят пять из ста деревенских домов кормились гончарством; семейным делом была и лепка игрушек. Земля здесь скудная, без подсобного промысла невозможно было выжить. А вот богатые залежи хорошей глины нескольких сортов способствовали развитию гончарного и игрушечного ремесла.
Кстати сказать, все, кто когда-либо побывал в Филимонове, отмечают великолепие пейзажа в этом районе. Деревня расположена в прекрасной местности, пересеченной живописными оврагами, поросшими орешником. Особенно красива здесь река Упа, в водах которой отражаются вековые ивы. Нет сомнений, что красота здешней природы сыграла не последнюю роль в развитии у филимоновских мастериц высокого чувства прекрасного.
Так же как и в других районах производства керамики, мужчины здесь занимались «настоящим» делом – тянули на гончарных кругах горшки, кринки, печные трубы, изготавливали черепицу. А лепка игрушек, которая, как и везде, считалась чем-то второстепенным, не заслуживающим серьезного внимания, была уделом женщин. Девочки начинали работать рано, с 5-6 лет. Они посвящали лепке игрушек все свободное от сельскохозяйственных работ время – занимаясь этим с поста и до Пасхи целые дни.
Игрушечное ремесло приносило семьям неплохой доход. За сезон мастерица изготовляла две-три тысячи игрушек, которые продавались по цене 3-7 копеек за штуку. Таким образом девушки не только помогали семьям, но и готовили себе приданое.
Зарабатывали филимоновские девушки иногда поболе мужчин-гончаров, а потому считались завидной партией и были самыми разборчивыми невестами.
NB Так как материал про филимоновскую игрушку получился довольно объемный, я разбила его на три части. Постараюсь в ближайшее время опубликовать остальные.
Если Вам понравилась статья, поделитесь с друзьями - нажмите кнопочки в конце страницы.
Буду рада, если Вы также оставите комментарий.
Спасибо за познавательную статью многое узнал а вот такая стоит у родственников и даже и не догадывался кто и как ее делал.
Филимоновские кони с крутой шеей великолепны,но самая крутая и удивительная игрушка -собака с зеркалом.