Самыми первыми формами игрушек, которые осваивали юные мастерицы, были уточки. Простейшие свистульки в виде птички или различных животных с птичьим туловищем лепили примерно так, как лепят пельмени. Катали глиняный шарик, раскатывали лепешку, складывали пополам - готова птичья основа свистульки. Оставалось вылепить головку. Если вытянуть плоский клюв, можно получить утку; завернуть хохолок и приделать гребень - курочку или петуха. Если вытянуть морду – получится конь; приделать рога – выйдет олень, коза или баран. Подобные свистульки делали почти во всех гончарных центрах. Это была самая распространенная и многочисленная группа игрушек.
Небольшие по размерам, двух-трех, или пяти-семи сантиметров высотой, птички, баранчики, собачки раскрашены двумя-тремя цветными полосками и похожи друг на друга. Различаются они только тем, что у коровы – серповидные рожки, у барана – рога-улитки, у собачки уши свисают вперед, у лошади же – небольшие острые ушки, на морде – крест уздечки.
Мелкие игрушки такого рода назывались «товарняк». Название свое они получили когда-то оттого, что их тысячами приобретали скупщики – тряпичники (их называли еще «товарники», «шумовники»), которые затем ходили по деревням и меняли глиняные свистульки на утиль. Свистом они оповещали жителей деревень о своем прибытии. Нередко случались и скандалы: ребята, так любившие веселые свистульки, вместе с тряпьем прихватывали и нужные в хозяйстве вещи. От рассерженных матерей попадало не только детям, но и старьевщикам.
Дешевые свистульки принадлежали ребятишкам, которые с ними почти не расставались, взрослые относились к ним, как к пустой детской забаве. Тем более, что такие свистульки лепили в Филимонове все, а вот делать более сложные фигуры барынь, всадников, зверей умели не многие. Осваивали их девочки не сразу, а постепенно, однако далеко не каждой удавалось стать замечательной мастерицей. Отличались этим талантом в деревне Филимоново всего несколько семей. Понятно, что художественный дар народных умелиц проявлялся во всю силу именно в крупных произведениях.
Гораздо более сложные, по сравнению со свистульками, и дорогостоящие «фигуры», по существу, скульптура малых форм, были предметом любования. Их выставляли зимой – между рамами, летом – на подоконник, чтобы окна выглядели наряднее и с улицы, и из комнаты. Кроме того, «фигуры» хорошо покупали на ярмарках, которые начинались после Пасхи и проходили с традиционным размахом в Одоеве и ближайших уездных городах. Любопытно, что в Одоеве в прошлом веке проходило больше всего ярмарок в Тульской губернии – по семь ежегодно.
Немногие образцы старых филимоновских игрушек (с середины XIX века до начала 1930-х годов), которые хранятся в собраниях всего нескольких музеев, говорят о том, что период с середины XIX века до конца 20-х годов XX века был временем расцвета филимоновского промысла (к 1940-м годам он уже прекратил свое существование).
Старые игрушки Филимонова отличаются своеобразной пластикой и бледной раскраской полосками двух цветов по фону белой глины. Их стилистические особенности обусловлены, прежде всего, свойствами местного сырья. Для игрушек использовали глину особого сорта – «синику», запасы которой были лишь вокруг Филимонова, тогда как глины, пригодные для гончарной посуды («паглинок»), встречались гораздо чаще. (Кстати сказать, для лучших горшков к гончарной глине обязательно добавляли немного синей).
«Синика» характеризуется особой пластичностью: жирная и однородная, как тесто, она легко мнется и тянется, позволяя вытягивать фигурку из единого куска практически любой высоты. Нет необходимости лепить форму по частям, соединяя детали, как это делаеют в других промыслах. К тому же при сушке поверхность изделий быстро покрывается трещинками, из-за чего ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, непроизвольно сужая и вытягивая тулово фигурки. Отсюда и своеобразие филимоновской игрушки – удлиненные пропорции, обобщенные формы, абсолютно гладкая поверхность, отсутствие лепных украшений, которые широко применяются в дымковской пластике. Эстетическая сторона подкрепляется здесь технологической целесообразностью: при таком компактном построении хрупкая глиняная композиция становится более прочной.

А.Г.Карпова. Индюк. 1968г. А.Г.Карпова. Олень. 1968г. П.С.Карпова. Любота.1980г. Е.А.Орлова. Русский перепляс. 1983г.
Обжигали игрушки вместе с гончарной посудой в горне, постепенно повышая температуру обжига (для чего следили за пламенем, чтобы вовремя добавить поленья), в течение одной ночи. Затем остужали и раскрашивали. После обжига синяя глина, из которой делают игрушки, приобретает почти белый, с розовато-желтым, палевым оттенком цвет. Особый теплый оттенок белого цвета у обожженных филимоновских изделий является их характерным признаком. Для раскраски покупали порошковые краски, те же, которыми красили домашнюю шерсть. Их растирали с яичным желтком или эмульсией из белка и желтка. Обязательными цветами были желтый и красный, дополнительными – синий и зеленый. Открытые, яркие краски в сочетании с белой глиной придавали игрушкам нарядный, праздничный вид.
Если Вам понравилась статья, поделитесь с друзьями - нажмите кнопочки в конце страницы.
Буду рада, если Вы также оставите комментарий.