wordpress themes.

Японская керамика. Раку.

Японская керамикаНа протяжении XVI века японская керамика испытывала большое влияние философии дзен-буддизма и чайной церемонии. Японская керамика, использовавшаяся в церемонии, привлекала внимание ее участников к красоте простого и естественного. В то время в Японии было принято собирать предметы, в которых проявлялись эти качества. Приемы изготовления облицовочной плитки методом быстрого обжига были использованы для изготовления и обжига чашек для чайной церемонии. Чашки получились удобными: из-за толстых стенок чай не обжигал рук, а глазурованный край был приятен для губ. Успех этих изделий был столь велик, что новая посуда была названа именем одного из дворцов в Киото – Юраку. Позже мастеру, изобретшему этот метод, дозволили ставить на изделиях клеймо в форме RAKU. Это клеймо он принял в качестве своей фамилии. Само слово «раку» означает радость, наслаждение, душевный покой.

Японская керамикаПроизводство японской керамики раку до сих пор продолжается в Киото. Глава мастерской Раку Китидзаэмон XV родился в 1949 году. Будучи старшим сыном, он унаследовал от своего отца положение главы мастерской. Художественное образование Китидзаэмон XV получил в Токийском Университете изящных искусств на факультете скульптуры. Свое образование он продолжил в Италии. После смерти Китидзаэмона XIV его сыну пришлось вернуться в Японию, где он принял управление семейной мастерской и имя Китидзаэмон XV.

Бернард ЛичИзвестный британский керамист Бернард Лич (1887-1979) провел много лет в Японии, где изучал гончарное дело. В 1920 году он приехал в Англию и открыл керамическую мастерскую вместе со своим японским партнером. Именно Бернард Лич познакомил Запад с технологией раку. Известным керамистом является и внук Бернарда Лича – Саймон.

Техника раку очень популярна как в Европе, так и в Америке. В самой Японии изделия раку изготовляются вручную в состоянии особой медитации. Мастера осваивают эту медитацию несколько лет. У нас же раку – это только одна из технологий обжига.

Японская керамикаТеперь о собственно технологии. При обычном обжиге содержимое печи нагревается медленно при доступе кислорода. В результате получаем привычный цвет обожженной керамики – кирпичный, белый и т. д.  В технологии раку  предварительно обожженное  и, обычно, глазурованное изделие нагревается достаточно быстро до 800-1000 градусов. С помощью специальных щипцов изделие достают из печи и помещают в железный бак с древесными опилками, сеном или даже бумагой. Затем бак накрывают крышкой. Горящие опилки выделяют окись углерода, которая переводит окись железа в закись. В результате глина становится черной, а соединения металлов в глазури восстанавливаются. При  быстром охлаждении сосуды испытывают мощный термошок, из-за чего на глазури возникает множество характерных трещинок. В обжиге раку практически невозможно получить два одинаковых изделия, за эту непредсказуемость результатов он и ценится керамистами.

Японская керамикаЯпонская керамика

Также на эту тему Вы можете почитать
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Комментарии (30)
  1. Николай:

    Да, изделия действительно прекрасные, да и техника заслуживает внимания, есть чему поучиться !

  2. Людмила Вялкова:

    Слышала про «раку», но что значит это слово толком не знала. Спасибо, что рассказали.
    А изделия, действительно, получаются простые и в то же время очень красивые!

  3. интересная Японская керамика

  4. Сергей:

    Действительно, в этих изделиях чувствуется какая-то другая философия. Они кажутся живыми.
    Спасибо за информацию. Желаю успехов.

  5. Галина:

    Очень нравятся такие вещи, впервые услышала о технологии «раку».

  6. Name nika:

    Красивая керамика, изумительные по своей лаконичности вещи. Еще одна ступенька к пониманию Японии и ее народа.

  7. Георгий Гурьянов:

    Прикольная керамика — видно культуру и любовь к искусству японцев!Классная статья. Большие комплименты автору- хороший стиль:) С удовольствием приглашаю в гости — будем делать друг друга информативнее и посещаемее:)

  8. Наталья:

    Действительно красиво!

  9. У японцев во всем свои особенности и технологии, даже при изготовлении керамики. Очень своеобразная нация.

  10. А дома можно сделать такие чашки?

  11. В детстве, живя на Сахалине, мы частенько находили глиняные, и не только, вещички.

  12. Виктор Муратов:

    Есть такая поговорка — «Где родился, там и пригодился». Так обычно говорят о людях, но к вещам она тоже подходит. Мне кажется, что при всей своей прелести и оригинальности такая керамика в европейском интерьере выглядит несколько чужеродно и теряет часть своего обаяния, а на музейных полках просто умирает.

    • admin:

      Это кому что нравится: меня как-то дочь попросила сделать миску для какого-то реконструкторского действа — грубую, с песочком. А теперь она стоит у них на столе в качестве сахарницы, очень естественно смотрится на кухне. Дочь у меня, правда, — художник.

  13. На гончарный круг, когда он крутится и рождает новое произведение, также, как и на огонь и воду, можно смотреть бесконечно!

  14. Галина:

    Такие необычные вещи! Хочется к ним прикоснуться, подержать в руках…
    Заходите в гости!

  15. Людмила:

    Прочитала вашу статью и прямо-таки захотелось попить чайку из такой посуды. Очень люблю керамические чашки. Они, действительно, приятны по ощущениям.

  16. Алена С:

    Техника интересная, изделия получаются уютными.

  17. Tatyana Dmitrieva:

    Очень красиво! Спасибо автору!

  18. Георгий:

    Отличная японская керамика!Отличная статья. Комплименты автору.

  19. Милена:

    Интересная техника, и керамические изделия великолепные получаются. Спасибо за увлекательный рассказ.

  20. про «раку» ни разу не слышала. японская культура вообще очень разнообразна, есть много красивых и качественных изделий, как эта керамика

  21. Михаил:

    Японцы умеют создавать красоту.

  22. Что за восстановительный обжиг — и значит ли это что на огороде можно самому сделать обжиг… спрошу проще — возможно ли мне на даче сделать чашку до конечного результата? Охото весьма — конечно в голове то уже и горшочки для пельменей и …. Твит ставлю.Всегда рад видеть у себя на сайте eda-narodov.ru чтобы узнать новый рецепт и приготовить вкусное блюдо! Мои наилучшие пожелания!

    • admin:

      Восстановительный-то обжиг на даче делала, но это был уже второй (а с глазурью — третий) обжиг. Первый тоже в дачной печке делала. Для игрушек он годится, а для посуды температура маловата по-моему. И об одном и о другом собираюсь написать, если выберусь за осень на дачу с обжигом и фотографированием. Если не соберусь, придется на словах объяснять, без фотографий.

      • Да наверное в этом году можно и без фотографий — заканчивается сезон, скоро земля замерзнет, где потом брать глину даже и не представляю — хотя еще не знаю подойдет ли обычная, накопанная из земли — видимо придется перенести все на следующий сезон — все упирается в элементарную нехватку времени! . Всегда рад видеть у себя на сайте eda-narodov.ru чтобы узнать новый рецепт и приготовить вкусное блюдо! Мои наилучшие пожелания!

  23. Очень интересные работы! Про технику не слышала, хотя увлекаюсь рукоделием!Спасибо! Успехов!

  24. Японская керамика, как и все японское, очень необычна, глубока, задумчива…

  25. Галина:

    Очень приятный. полезный и интересный блог у Вас! Я всегда испытывала интерес к гончарному мастерству. Даже поглядываю на гончарные круги…. Все это очень близкое к природе, и душе. Спасибо! Ваш блог — в моих закладках!

  26. Мне очень нравится японский минимализм!

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>