В предыдущем посте я писала о том, что принимала участие в научно-практической конференции « Коллективное творческое воспитание младших школьников в процессе реализации стандартов второго поколения», проходившей в рамках педагогического форума «Гуманистические идеи академика Игоря Петровича Иванова в современном образовании».
Здесь публикую конспект небольшого сообщения, которое сделала на этой конференции.
Организация коллективной работы учащихся на примере изготовления шкатулки с крышкой
Я работаю в школе для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Преподаю лепку из глины.
При изучении темы «Изготовление сосудов различными способами» учащимся предлагается выполнить несложные в изготовлении, но достаточно объемные работы. Это – шкатулка с крышкой, вазочка в форме пиалы.
Скатать колбаску, несмотря на то, что движения при ее изготовлении достаточно сложные, могут практически все дети. А так как наша посуда составлена целиком из таких колбасок, в работе принимает участие весь класс. При возможности, работа по сборке также поручается одному из учеников. Поскольку сборка ведется на твердой основе, мала вероятность, что наш коллективный труд будет испорчен неловким движением. Так выполняется работа в коррекционных классах.
В цензовых классах работа ведется несколько иначе. Например, для изготовления шкатулки с крышкой я предлагаю разбиться на две команды. Как правило, я предлагаю сделать это самостоятельно. Кто-то объединяется охотно, кто-то соглашается со «стихийно» получившимся распределением. Но, надо заметить, ни разу не было ситуации, когда кого-то отказались брать в команду.
Я объясняю задание, показываю иллюстрации, демонстрирую начальные этапы работы. Решаем, кто будет заготавливать детали, а кто вести сборку. На следующем уроке, при изготовлении крышки, можно поменяться ролями. По окончании работы все вместе рассматриваем шкатулки, оцениваем результат.
Не каждую работу можно делать в команде, но когда такая работа случается, мы получаем дополнительный эффект.
А именно:
1) Работая в команде, каждый ее член чувствует ответственность за результат.
2) В коллективной работе есть возможность распределить ее по силам исполнителей.
3) Присутствует соревновательный момент: при работе в команде более активно, чем при работе в одиночку, желание выполнить работу качественно и в срок.
4) При работе в команде более активно проявляется взаимопомощь.
5) Члены команды подталкивают друг друга к более качественному выполнению работы. (При индивидуальной работе каждый может сказать: «А меня и так устраивает». Товарищи же по команде не позволяют откровенно халтурить.)
6) В коррекционных классах коллективная работа над изделием повышает самооценку учащихся, дает им возможность почувствовать, что они могут делать красивые и сложные вещи.
Таким образом, при организации коллективной работы учащихся мы имеем возможность изготавливать более сложные изделия, а также получаем дополнительный воспитательный эффект.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Поскольку речь шла о коллективной работе, я дополнительно рассказала и показала, как мы лепим с детьми новогоднюю елку на основе конуса, а также разнообразные вазочки-пиалы на выпуклой форме. О последних я обязательно напишу в ближайшее время. По шкатулкам с крышкой также опубликую мастер-класс как только мы вернемся к этой теме на уроках.
И в заключение несколько слов о самом Форуме. Он был посвящен 90-летию академика, доктора педагогических наук Игоря Петровича Иванова. Честно скажу, что большую часть материалов о нем я прочла уже после конференции, в которой принимала участие.
И.П. Иванов – убежденный последователь А.С.Макаренко, автор методики коллективного творческого воспитания. Будучи человеком интересным в общении, способным увлечь за собой и детей и взрослых, Игорь Петрович не обладал литературным талантом и писал скучные академические статьи. Поскольку цель этой заметки – рассказать немного о моей работе с детьми, я не стану пересказывать все, что успела прочитать об И.П.Иванове. Желающие могут легко найти информацию о нем в Интернете, набрав в поисковике: «И.П. Иванов, КиМ, Коммуна имени Макаренко».
Хорошие результаты, жаль что у меня печки нет а то занялась бы делом!
Поделки развивают творчество у детей, а если в коллективе, подсматривают друг у друга и стараются сделать лучше всех. Такими раскатываниями шариков и колбасок хорошо развивается моторика руки. Всегда любила что-то лепить из пластилина, с дочкой мастерили из полимерной глины в основном украшения.