wordpress themes.

Лепка из глины с детьми. Программа

Игрушка из глины. КрокодилВ этом учебном году пытаюсь написать новую программу по своему предмету "Лепка из глины". Работа как-то туго продвигается, да и старую программу жалко. Поэтому хочу опубликовать отрывок из моей старой программы, освещающий тематику наших занятий.

Тематические планы   для работы в разных классах строятся аналогично. Но наполняемость каждой темы различается в зависимости от вида образовательной программы и физических возможностей детей.

На первом уроке всегда рассматриваются вопросы  ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ. Требования техники безопасности  увязываются с рассказом о происхождении глины, местах ее добычи, о способах подготовки глины, об инструментах. Вопросы личной гигиены и чистоты рабочего места также выводятся из свойств и особенностей глины.

В классах, где занятия по данному предмету начались впервые, на первом уроке происходит знакомство с мастерской, её оборудованием, работами, которые делали дети в предыдущие годы.

В классах, где занятия по лепке из глины проходят не первый год, вопросы о происхождении глины, способах подготовки ее, технике безопасности повторяются в ходе беседы.

Игрушка из глиныВторой  урок, как правило, посвящен САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЛЕПКЕ на свободную тему. Он нацелен на определение начального уровня умений учащихся. Если ученик затрудняется с выбором темы,  предлагается вспомнить работы, которые  лепили в Игрушка из глиныпредыдущие годы, разрешается выбрать образец из  «выставочно-подарочного» фонда. С теми детьми, которые и в этом случае испытывают затруднения,  просто повторяем-проверяем, как они лепят простейшие формы («колбаски»,  шарики, «морковку», лепешку).

 

Тема ЛЕПКА ИЗ ПРОСТЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ – одна из основных. В коррекционных классах освоению приемов лепки из глины простейших форм – «колбаска», шарик, конус(«морковка»), лепешка – уделяется  внимание  на протяжении всего времени обучения. Часто сборку изделия приходится проводить под строгим контролем учителя. Иногда сборку проводит учитель, но при этом все детали сделаны самими детьми.

В классах, занимающихся по базовому и цензовому вариантам программы, освоение лепки простейших элементов, как правило, происходит в течение одного-двух уроков, в процессе лепки первых глиняных игрушек. Но и в этих классах есть дети, которые прекрасно понимая процесс лепки игрушки, в силу своего заболевания физически затрудняются его осуществить. С такими детьми  осваиваем нужные движения индивидуально, выясняем, какая помощь учителя или воспитателя требуется (поддерживать локоть, направлять движение, скатывать шарики «рука в руке», давать более мягкую глину и т. д.). Иногда дети, которые сами лепят с трудом, объясняют всему классу последовательность работы. Таким образом, они осваивают теоретическую часть работы.

Игрушка из глины. КотТема ЛЕПКА РЕЛЬЕФА помогает активнее включить в работу детей, владеющих только одной рукой. Так как работа ведется на плоскости, ее не нужно поддерживать второй рукой. Показывать приемы лепки таким детям, целесообразно также пользуясь одной рукой (правой или левой) – это придает детям уверенности в возможности достижения хороших результатов.

Отминка в гипсовых формахТема ОТМИНКА В ГИПСОВЫХ ФОРМАХ, с одной стороны, демонстрирует ученикам еще один способ создания глиняных изделий, а с другой – помогает включить в активную работу детей, с трудом осваивающих раскатывающие движения. Часто при выполнении коллективной работы одни дети заготавливают «колбаски» и шарики, собирают работу, а другие – отминают в форме украшающие элементы. При отминке в форме  детям рекомендуется пользоваться поочередно разными пальчиками («чтобы они все становились сильными и не уставали»).

Большинство выполненных детьми работ ДЕКОРИРУЕТСЯ. В младших и коррекционных классах декорирование – это просто раскраска игрушек. При выборе цвета дети пользуются цветовой палитрой (нарисованной детьми же в начале учебного года). Дети должны не только указать выбранный цвет, но и назвать его (при затруднении обращаемся к помощи других детей, подбираем синонимы: оранжевый-рыжий-апельсиновый, бордовый-вишневый-свекольный).

В процессе декорирования дети также знакомятся с работой штампиками, созданием фактуры и т. д. Дети постарше пробуют свои силы в декорировании ангобами по сырой глине. Также  объясняется и показывается процесс глазурования.

Игрушка из глины. ЛошадкаТема ЗНАКОМСТВО С НАРОДНОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКОЙ включает в себя рассматривание альбомов  с фотографиями  произведений народных художественных промыслов (дымковская, филимоновская, каргопольская игрушка), рассматривание игрушек, а также рисование и лепку аналогичных игрушек.

Гончарный кругТема ЗНАКОМСТВО С РАБОТОЙ НА ГОНЧАРНОМ КРУГЕ  включает в себя просмотр видеофильма, демонстрирующего работу профессионального гончара и демонстрацию учителем приемов работы.  В базовых и цензовых классах детям дается возможность попробовать себя в работе на гончарном круге. (Таким образом формируется возможный контингент участников гончарного кружка.)

Вот такова, примерно, тематика наших занятий. Конечно, игрушки, которые мы лепим из глины с детьми, меняются с каждым годом. Постараюсь публиковать заметки о них по мере изготовления, а главное - фотографирования. (Честно сказать, во время урока я просто забываю про фотоаппарат).

 

Также на эту тему Вы можете почитать
Категория: Лепим из глины  Метки:
Вы можете следить за комментариями с помощью RSS 2.0-ленты. Вы можете оставить комментарий или трекбэк с вашего сайта.
Комментарии (8)
  1. Наташа:

    Красивые поделки, творческий подход Спасибо, очень понравилось

  2. Наталья:

    Как здорово, такие уроки не только интересны, но и помогают развитию детей, даже оздоравливанию. Известны ведь лечебные свойства глины.

  3. Светлана:

    Давно хочу попробовать поработать на гончарном круге! Меня это зрелище просто завораживает!

  4. Забавные и яркие глиняные поделки!

  5. Эдуард:

    У вас очень интересный творческий подход. Удачи Вам .

  6. Обязательно подпишусь на ваши новости! У меня ребенок любит с глиной возиться))) Добавляйтесь ко мне в партнеры. Взаимная поддержка)))

  7. Хорошо, что есть такие уроки. Ведь лепка из глины приносит огромную пользу детям. Она развивает моторику, фантазию и пространственное мышление

  8. А Вы обжигаете свои изделия?

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>